063-607-23-02
elements (2)-icons
Меню
Спасибо!
Мы свяжимся с вами в ближайшее время
PARK RESIDENCE

Архитектура как искусство строительства.

Архитектура как искусство строительства.

Искусствовед-эксперт Юлия Тарасенко

Архитектура как вид искусства зародилась очень давно. Историю ее развития можно рассматривать с историей самого человечества. Слово «архитектура» из древнегреческого «главный строитель», ее относят к пространственным видам искусства. И как написал Марк Витрувий в 1 веке до н.э., архитектура основывается на трех началах: прочность, польза, красота.

Интерес к архитектуре никогда не угаснет, как минимум к той ее функции, которая отвечает за выживание, безопасность или бизнес.

Но если пойти дальше, глубже и проследить, как строятся отношения человека и архитектуры? На сколько, архитектурное пространство влияет на условия и качество жизни человека? И насколько отдельные здания или их комплексы способны вызывать у нас конкретные чувства и настроения, заставить нас переживать непередаваемые эмоции?

Еще в глубокой Античности древние греки пересказывали  легенду, в которой говорилось, что Аполлону пчелы принесли восковый макет будущего храма, и с тех пор они начали возводить здания в стиле, который принято называть – классическим. Затем это подхватили древние римляне и привнесли в типовое греческое строительство свои открытия. И так, с тех древних времен, классическая архитектура никуда не исчезает.

Сложно найти город или страну, в которой не будет колон или фронтонов, пусть даже в своеобразной стилизации. Можно смело сказать, что античная философия, и не только через зодчество, пронизывает человечество на огромной территории земли. Этот культурный код, является частью и нашей культуры.

В современных зданиях сейчас редко встречается классика  в чистом виде. Как и в современной живописи, скульптуре редко изображают Венер или в драматургии ссылаются на Софокла. И все же у людей остается потребность прикоснуться к историзму, к тому, что остается вне времени и пространства. Иначе, для чего многочисленные путешественники так стремятся побывать в тех местах, где торжествует эта Античная идея.

Картину мира во многом формируют произведения искусства в архитектуре. За ее прекрасными фасадами стоит история, заказчики, архитекторы, сформированный стиль, а так же среда и условия. И каждый элемент имеет свое важное значение.

Основная работа архитектора заключается в поиске наиболее удачной композиции, стилистики,  которая будет максимально гармонично сочетать в себе различные части и детали будущего здания. А также важным является определение отделки поверхности создаваемого «шедевра» архитектуры.

Это происходит посредством воздействия на архитектора определенной идеи и смысловой информации, которую он вкладывает в свои архитектурные произведения.

Огромное влияние оказывают на архитектуру и заказчики. Например, в истории эпохи Возрождения значимыми были представители из семейства Медичи, ученый и теоретик Даниеле Барборо, а также ватиканский представитель Паоло Альмерико. Они были не просто заказчиками, они были людьми, которые жили и чувствовали свое время изнутри. Они прекрасно разбирались в античной культуре и интересовались открытиями, которые делали их современники в разных сферах.  И они отдавали свое  предпочтение классическим традициям древности, оставаясь при этом людьми, в которых память о средневековье была очень свежа.

Это было время, когда люди хотели размышлять, философствовать, наслаждаться природой и возделывать ее. Это период, когда знать стремились к гармонии, уравновешенности. Античная идея входит в качестве «фундамента» во всех видах искусства.

И как во время жил архитектор Андреа Палладио, который смог прекрасно воплотить в жизнь идеи своих заказчиков. Для него была очень близка классическая архитектура, он ее переосмыслил по-своему и создал прекрасные архитектурные произведения, одни из многих, вилла Ротонда, вилла Барборо. На его счету множество церквей, городских домов и  других великих проектов. А еще, как ученый, он написал четыре книги по архитектуре и в честь него назван стиль Палладианский.

Важное, что они вкладывали в то время понятие, что всякое здание должно вписываться в систему хрустальных куполов, гармонично звучащих. Человек хотел жить в центре идеального пространства и самим становиться идеальным, гармоничным.

Возрожденцы  интересовались и Платоном. А он считал, что мир это некое единое целое, а человек часть единого мира. Люди тогда стремились к высоким идеалам и мыслили: если человек создаст, что-то кривое и не правильно просчитанное, то он испортит гармонию мира.

Люди тогда четко осознавали, что архитектура «производит» человека. И то, что архитектор построит так и будет жить человек, отчасти имело значение. Ведь влияние архитектуры на человека очень велико. Он ее воспринимает ногами, ушами, она активизирует наши реакции. Таким образом, человек обрабатывается архитектурой и она благоприятно на него воздействует.

Когда на протяжении многих веков люди хотят повторить историю, они повторяют классику. Она периодически возобновляется. Античная классика, архитектура Возрождения, Палладианство, Классицизм 17 века, Ампир затем Неоклассицизм.

Современные архитекторы, которые обращаются к обновленному стилю Неоклассицизма, стремятся быть и внутри своего времени, и при этом они уважают классические традиции. Кто-то смело использует ионическую ордерную систему, кто-то старается показать симметрию, уравновешенность и стремятся соединить это с природой.

Те архитекторы, которые обращаются к классическим основам, хотят выражать дух и  культурно-этическую часть. На этом уровне осуществляется целенаправленное формирование эмоциональных состояний человека, программируется ведущее настроение в объекте.

Их мысль направлена не только на то, чтобы создать  объект эстетический, в котором человеку было бы приятно и комфортно жить. Для них важно отвечать ориентировочным потребностям: познавательной потребности, потребности в эмоциональном контакте и потребности поиска смысла жизни.

Обращение к классическим формам это цивилизационный подход.  В классической архитектуре заложено множество универсальных критериев, именно потому она длительное время находит интерес у представителей разных культур.

Конечно же, здания строят для людей и если они хотят получать удовольствие и улучшать качество жизни, им нужно научиться читать и понимать это искусство. В искусстве нет ничего сверх сложного, чтобы совсем это не понять. Научиться вполне можно и стоит это делать. Это еще один прекрасный способ организации человеческого мышления. И это часть нашей культуры.

 

Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости